skip to Main Content

Как записать хороший звук?

Звук – важная составляющая кино. Зная, что 95% информации человек получает через зрение, мы подсознательно полагаем, что на звук в видео остаётся 5% нашего восприятия. Это далеко не так. Плохой звук портит самую лучшую картинку в два счёта, особенно – в игровом (не документальном) кино. Подобно тому, как ложка помоев превращает бочку мёда в бочку помоев, так и плохой звук превращает хорошо сделанный фильм в плохой.

Как сделать хороший звук? Есть два пути: записать качественный звук прямо на съёмках, или переозвучить всё после съёмок. Мы попробовали оба метода и утверждаем, что в любительском кино лучше выбирать второй вариант. На то есть три причины, одна весомее другой. 

1) С чистовой записью звука на съёмках слишком много организационных проблем. Синхронизация видео с аудио, размещение микрофонов, наличие неустранимых посторонних шумов на съёмочной площадке и её акустическая неподготовленность – всё это добавляет головной боли и не даёт гарантии, что звук запишется удовлетворительно.

2) Оборудование для хорошей записи на площадке стоит существенно дороже оборудования для хорошей записи в студии (дома).

3) Шанс переозвучить реплики прощает непрофессиональность актёров: после съёмок можно убрать дефекты дикции, добавить репликам эмоциональности или вообще заменить неудачно сказанные фразы.

Сколько времени занимает перезапись реплик актёров? По нашим подсчётам – столько же, сколько занимают съёмки. Хотя один актёр за один раз может озвучить сразу несколько сцен, снятых в разные дни, вы не можете записывать сразу нескольких актёров разом (в отличии от съёмок). Так что выигрыш в скорости относительно одного человека компенсируется необходимостью устраивать озвучивание каждого актёра в отдельности.

По нашему опыту, качественное озвучивание может продолжаться в течении двух, максимум трёх часов подряд (сессии по 30 минут с 10 минутными перерывами) – дальше и актёр, и звукорежиссёр устают, и начинают выдавать лажу. Необходимо планировать озвучивание с учётом этого обстоятельства. Например, во время озвучивания «Ф.О.Р.С. 3.0», мы могли озвучить несколько второстепенных персонажей в день (у каждого – по паре реплик), но основные герои озвучивались в отдельные дни.

При записи реплик актёров не стоит бояться большого количества дублей для достижения хорошего результата. В «Ф.О.Р.С. 3.0» есть пара моментов, для хорошей записи которых потребовалось по сотне дублей! Заметить их в фильме невозможно, поскольку и актёры, и звукорежиссёр выложились на полную, чтобы записать сложнопроизносимые фразы чисто.