Диафрагма
Диафрагма — это параметр экспозиции, который влияет на размытость фона. Это очень упрощённое, но зато ясное определение. В интерфейсе камер значения диафрагмы обозначаются десятичными дробями: 3,5; 4,0; 5,6; и т.д. Иногда перед обозначением добавляется буква f. Чем меньше число, тем больше света попадает на матрицу и тем сильнее размыт фон.
Описание настроек диафрагмы — самая путанная штука для новичков, поскольку с ними связана масса терминов, которыми жонглируют разные «эксперты» в сети, часто сами в них путаясь. Сложнее всего понять, когда диафрагма больше, а когда меньше (меньше — это когда число больше. Взрыв мозга!). Поскольку мы создаём этот мануал как краткое руководство к действию, давайте просто усвоим, на что влияет изменение настроек, не вдаваясь в оптическую теорию.
Единственное, что нам нужно знать: фон размывается из-за оптического свойства, называемого глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП), или просто глубиной резкости. Глубина резкости — это та часть сцены «в глубину», которая в кадре выглядит чёткой. Когда вы фокусируетесь на объекте, вы как раз перемещаете на него центр отрезка глубины резкости.
Малая глубина резкости: это когда вы снимаете человека на фоне эпического вида с крыши, и фон размыт.
Большая глубина резкости: это когда вы снимаете человека на фоне эпического вида с крыши, и фон чёткий.
Если сравнить два конкретных значения диафрагмы между собой:
- f/3,5: света в камеру попадает больше, глубина резкости меньше, фон размывается сильнее;
- f/8,0: света в камеру попадает меньше, глубина резкости больше, фон размывается слабее.
Повторим ещё раз главное, что нужно запомнить: чем меньше число настройки диафрагмы, тем сильнее размывается фон, и тем больше света попадает в камеру.
Интересно, что значения диафрагмы могут ощутимо влиять на качество картинки, особенно на недорогих объективах. Перед началом съёмок имеет смысл протестировать свой объектив с камерой, определив, какие значения диафрагмы дают самую чёткую картинку. Последовательно сделайте снимки одного и того же предмета с разными значениями диафрагмы (со штатива), и сравните получившиеся фотографии на большом экране компьютера. Обычно оптимальная чёткость находится в диапазоне f/6,3-9,0.
Диафрагма — самый творческий параметр, ведь с помощью него вы управляете вниманием зрителя, «размывая» несущественные для сюжета детали, и выделяя в кадре самое главное.
Будьте осторожны с использованием значений диафрагмы меньше f/4,0: глубина резкости может оказаться такой маленькой, что даже покачивание головы актёра сделает его изображение нерезким.
Иногда — даже когда хочется размыть фон посильнее — нужно пожертвовать этим в пользу сохранения чёткости главных действующих лиц. Актёры должны всегда быть в фокусе, а если они активно двигаются, добиться этого можно только увеличением глубины резкости — увеличением числа, которое обозначает текущую диафрагму.