skip to Main Content
Диафрагма

Диафрагма

Диафрагма – это параметр экспозиции, который влияет на размытость фона. Это очень упрощённое, но зато ясное определение. В интерфейсе камер значения диафрагмы обозначаются десятичными дробями: 3,5; 4,0; 5,6; и т.д. Иногда перед обозначением добавляется буква f. Чем меньше число, тем больше света попадает на матрицу и тем сильнее размыт фон.

Описание настроек диафрагмы – самая путанная штука для новичков, поскольку с ними связана масса терминов, которыми жонглируют разные “эксперты” в сети, часто сами в них путаясь. Сложнее всего понять, когда диафрагма больше, а когда меньше (меньше – это когда число больше. Взрыв мозга!). Поскольку мы создаём этот мануал как краткое руководство к действию, давайте просто усвоим, на что влияет изменение настроек, не вдаваясь в оптическую теорию.

Единственное, что нам нужно знать: фон размывается из-за оптического свойства, называемого глубиной резкости изображаемого пространства (ГРИП), или просто глубиной резкости. Глубина резкости – это та часть сцены “в глубину”, которая в кадре выглядит чёткой. Когда вы фокусируетесь на объекте, вы как раз перемещаете на него центр отрезка глубины резкости.

Малая глубина резкости: это когда вы снимаете человека на фоне эпического вида с крыши, и фон размыт.

Большая глубина резкости: это когда вы снимаете человека на фоне эпического вида с крыши, и фон чёткий.

Если сравнить два конкретных значения диафрагмы между собой:

  • f/3,5: света в камеру попадает больше, глубина резкости меньше, фон размывается сильнее;
  • f/8,0: света в камеру попадает меньше, глубина резкости больше, фон размывается слабее.

Повторим ещё раз главное, что нужно запомнить: чем меньше число настройки диафрагмы, тем сильнее размывается фон, и тем больше света попадает в камеру.

Интересно, что значения диафрагмы могут ощутимо влиять на качество картинки, особенно на недорогих объективах. Перед началом съёмок имеет смысл протестировать свой объектив с камерой, определив, какие значения диафрагмы дают самую чёткую картинку. Последовательно сделайте снимки одного и того же предмета с разными значениями диафрагмы (со штатива), и сравните получившиеся фотографии на большом экране компьютера. Обычно оптимальная чёткость находится в диапазоне f/6,3-9,0.

Диафрагма – самый творческий параметр, ведь с помощью него вы управляете вниманием зрителя, “размывая” несущественные для сюжета детали, и выделяя в кадре самое главное.

Будьте осторожны с использованием значений диафрагмы меньше f/4,0: глубина резкости может оказаться такой маленькой, что даже покачивание головы актёра сделает его изображение нерезким.

Иногда – даже когда хочется размыть фон посильнее – нужно пожертвовать этим в пользу сохранения чёткости главных действующих лиц. Актёры должны всегда быть в фокусе, а если они активно двигаются, добиться этого можно только увеличением глубины резкости – увеличением числа, которое обозначает текущую диафрагму.