skip to Main Content

Что это?

Нереализованный проект фильма о группе энтузиастов, исследующих московские городские легенды.

2008 — подготовительные работы.

Основная команда подготовки проекта: Acerus, Darth WinterFavourite, Norem, RangerRGoblin, Sekretnitsa, Thunderbolt.

Причины провала

Не смотря на бодрое начало, к моменту, когда пришло время начинать съёмки, энтузиазм ключевых участников проекта пошёл на спад. Было принято решение отказаться от проекта.

Бонусы

Этот проект пополнил наш легендариум персонажем по имени Кудесник. Наверное, рано или поздно он ещё появится: в своей соломенной шляпе, окутанный тайной и с приключением наперевес.

После неудачи с «Ф.О.Р.С. 2» для нас было очень важно придумать новую историю. Нам казалось, что это помогло бы снять некоторую усталость, накопившуюся за время работы с историями про агентов. Новый сюжет, получивший нарочито длинное название «Коллекционеры мифов. Собиратели легенд.», должен был объединить цикл историй о приключениях трёх друзей, которые, по наводкам таинственного Кудесника, исследуют загадки и легенды родного города.

Во многом наша «тема города», которую отметили многие зрители «Ф.О.Р.С. 3.0», родилась именно на этом проекте и в этой истории.

Уже имя положительный и отрицательный опыт (соответственно, первого и второго «Ф.О.Р.С.»), подход к написанию сценария с самого начала был определён такой: история заранее прописывается полностью, но диалогам уделяется минимум внимания в расчёте на то, что их удастся улучшить на месте. Сегодня (после опыта, полученного на проекте «1:23») мы не советуем использовать такой подход, хотя в любительском кино, безусловно, необходимо продолжать улучшать сценарий даже на съёмочной площадке.

В результате у нас появился сценарий первой серии «Коллекционеров мифов. Собирателей легенд.», текст которого сейчас вызывает скорее уныние, чем вдохновение. Однако, в процессе репетиций и обдумывания дальнейших событий, эта история всё же приобрела те неуловимые качества, которые до сих пор заставляют нас возвращаться к ней снова и снова — если не в практическом, то в эмоциональном плане.

Кудесник

маг 55-ой широты

Кудесник

Надпись на экране «Фильм основан на реальных событиях.» Через пару секунд ниже появляется добавление: «Впрочем, в это всё равно никто не поверит.»

Квартира. Камера двигается, показывая беспорядок крупным планом. Среди раскиданных дисков заметен и диск «Ф.О.Р.С.».

Камера подводит зрителя к компьютерному столу, за компьютером сидит Коля, играет в Assasin’s Creed. Раздаётся звонок в дверь. Он, привстав со стула, продолжает активно елозить мышкой (не может оторваться от игры). После второго (и куда более длительного) звонка нехотя поднимается и идёт открывать. На пороге Артём.

КОЛЯ: Опа-па, какие люди, и без охраны!

АРТЁМ: Здорова

КОЛЯ: Заходи, раз пришёл… Позвонил бы хоть!

АРТЁМ: (заходит) А ты знаешь, сколько сейчас времени?

КОЛЯ: (неуверенно) Одиннадцать…

АРТЁМ: Всё понятно с тобой… Уже час почти!

КОЛЯ: Ёлы-палы, хрена себе! Десять минут дай!.. Заходи пока…

Коля берёт рюкзак, стоящий у двери, и убегает на кухню. Артём проходит в комнату, садится за компьютер Коли.

АРТЁМ: А, ну всё понятно!

Артём снимает игру с паузы, заходит в меню миссий (смотрит успехи друга).

КОЛЯ: (кричит с кухни) Чё говоришь?!

АРТЁМ: (кричит) Мозайка-то складывается, говорю! Далеко прошёл!

КОЛЯ: (кричит с кухни) Вчера до двух часов гонял!

Быстро меняются кадры с тем, как Коля кладёт в рюкзак йогурты из холодильника, чипсы из шкафа. Подумав мгновение, берёт с полки батон хлеба, задумчиво надкусывает его и кидает в рюкзак.

КОЛЯ: Ну чего, погнали!

АРТЁМ: (слегка задерживаясь за игрой) Вперёд!

Друзья спускаются в лифте.

АРТЁМ: Пожрать чего-нибудь взял?

КОЛЯ: Обижаешь.

АРТЁМ: Фотег там?

КОЛЯ: Всё в ажуре!

АРТЁМ: Мало ли…

Лифт открывается на первом этаже, приглушённо слышен обрывок разговора.

АРТЁМ: Просто столько этого ждали и будет крайне обидно, если забудем фотег.

КОЛЯ: Взял и фотег, и вспышку, не боись…

В двери наши герои встречают Машу. Она явно рада встречи.

МАША: О, ребята, привет!

КОЛЯ: Хаюшки!

АРТЁМ: Привет!

МАША: (Коле) Вот ты-то мне и нужен! Как раз хотела у тебя спросить…

КОЛЯ: Чо, насчёт чего?..

МАША: У меня уже третий день инет не работает…

АРТЁМ: (перебивает) Машка, ты прости, но мы слегка торопимся, может завтра ему позвонишь?

МАША: (заинтересовано, глядя на рюкзак) А вы что, в поход собрались?

КОЛЯ: Не, в Останкино едем ловить одну городскую легенду.

Артём бросает на Колю злобный взгляд.

МАША: Эрнста что-ли?

КОЛЯ: Да не, старуху-прорицательницу…

МАША: Хмм, никогда о таком не слышала.

Артём с характерным выражением лица стучит по часам.

КОЛЯ: Да наверняка слышала, по телеку даже показывали.

АРТЁМ: Очень жаль вас прерывать, но нам правда уже нужно ехать

КОЛЯ: Да, извини… А хочешь, с нами пойдём, расскажу?..

МАША: У меня вообще на сегодня планов нет, так что я бы с удовольствием, если можно…

Маша вопросительно смотрит на Артёма. Тот переводит взгляд с неё на Колю, Коля (пока Маша не видит) утвердительно кивает головой с совершенно идиотским выражением лица.

АРТЁМ: (с лёгкой безнадёжностью) Пошли, конечно, если хочешь.

МАША: Спасибо!

Вид издалека, как ребята выходят из подъезда. Издалека слышен голос

МАША: М-м-м, погода сегодня отличная!

Виды города под музыку ИNoгда «Never Know». На экране – титры.

Далее следует пересказ мифа об Останкинской старухе. Коля выступает в роли рассказчика, а зритель видит на экране карандашные наброски того, о чём идёт разговор.

Миф об останкинской старухе

Одним из самых загадочных уголков Москвы являются окрестности телецентра Останкино. Здесь часто встречается странная старуха — горбунья. Она появляется около телебашни, а потом медленно молча идёт к располагающемуся неподалёку дворцовому ансамблю и скрывается за высокой оградой.

Первый раз старуха появилась в Останкино в 1558 году, когда местностью владел боярин Алексей Сотин. Только хотел распахать он пустошь, на которой расположен теперь дворец, как явилась к нему горбунья-вещунья и предрекла: «Не смей распахивать, не тревожь эту землю. Не зря она Останкиной зовётся. Людские останки здесь лежат. Тронешь — быть беде неминуемой».

Засмеялся боярин и прогнал старуху. И напрасно. Уже через три дня по проезде мимо Ивана IV Грозного Алексей Сотин был казнён.

Следующим владельцем Останкино стал немец-опричник Орн. С ужасом говорили о нём местные жители. По ночам устраивал он в своём владении игры бесовские, а днём разрывал старые могилы, видимо, искал сокровища. И к нему явилась горбунья, погрозила клюкой и сказала: «Угомонись, проклято будет имя твоё и весь род твой!» Не послушался иноземный опричник и совершил вскоре страшное преступление. По указу Ивана Грозного везли заморские купцы перстень заговорённый с таинственным знаком «мироздания». Перстень Орн забрал, купцов убил и вместе с сокровищами закопал среди древних могил. Проведал о случившемся Грозный, послал за Орном стражу, но сумел иноземец спрятаться в Останкинских болотах, где и сгинул в конце концов.

Следующее появление вещуньи пришлось на время царствования Павла I. После посещения острова Мальты российский император побывал в Останкинской усадьбе. К этому времени здесь уже стоял знаменитый Шереметевский дворец. Как смогла пройти вещунья сквозь бдительную императорскую охрану, никто понять не смог. Хотели её прогнать, но Павел остановил стражу и долго разговаривал со старухой наедине. Потом вызвал к себе графа Шереметева и с грустью сказал ему: «Теперь я знаю, когда буду убит». В ночь на 12 марта 1801 года император был задушен.

Во время Отечественной войны 1812 года Останкино было занято частями французского генерала Орна. Несколько раз приезжал генерал в имение и заставлял солдат вести раскопки в районе древних захоронений. Местные жители были уверены, что французский генерал являлся потомком опричника-иноземца и искал закопанные своим предком сокровища убитых купцов. Сокровищ генерал не нашёл и, разочарованный, уехал из имения…

Побывал в 1856 году в великолепном имении и император Александр II со своей супругой и детьми. Ему тоже явилась горбунья.

На крыльце государь оступился. Его поддержала неизвестно откуда взявшаяся горбатая старуха, тихо прошептавшая ему: «Будешь ты, Государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя безбожник». В марте 1881 года предсказание старухи исполнилось: бомба революционера-народовольца оборвала жизнь Александра II.

Актёрам своего театра Шереметев любил давать псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Алмазов… Но подлинной жемчужиной была Прасковья Ковалёва, которой он дал псевдоним Жемчугова. Впервые граф увидел её, когда юная одиннадцатилетняя крепостная актриса сыграла в одной из пьес небольшую роль. Граф, поражённый её красотой, дал Прасковье вольную, а позже женился на ней. Но недолго длилось их счастье. Как-то вечером повстречала беременная Прасковья в тёмных коридорах дворца старуху-горбунью и поняла, что встреча эта не к добру.

Сегодня ты получила две пьесы, — заговорила старуха. — Не берись сразу за две роли. И там, и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене — быть третьей наяву.

В то время Жемчугова репетировала две роли: Офелию и Клеопатру. Но зрители так и не увидели этих постановок. Прасковья умерла через несколько дней после рождения сына.

Появляется загадочная старуха-горбунья в Останкино и сегодня. Иногда с ней встречаются работники телецентра, спешащие утром на работу, или возвращающиеся поздним вечером домой. После подобных встреч они жалуются на ужасные головные боли, не проходящие по несколько дней. Тележурналист Тимофей Баженов рассказывал, что видел старуху перед знаменитым пожаром на телебашне. За несколько дней до трагедии горбунья помахала ему палкой и сказала: «Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет».

А погибшая в огне, во время пожара на телебашне, лифтёрша за два дня до события видела сизый дым и неясный силуэт в нём. Силуэт был похож на скрюченную женскую фигуру, которая держала в руке деревянный крест.

Герои едут в трамвае и разговаривают (после того, как рассказана легенда выше).

АРТЁМ: Ну вот, мы как-то сидели у одного перца по кличке «Пифагор», помешанного на математике.

КОЛЯ:  Вовсе он не помешанный…

АРТЁМ: Помешанный, помешанный, особенно когда нажрётся. Так вот, он в появлениях бабки увидел закономерность. Формулу написал, доказывал нам чего-то…

КОЛЯ:  Да, ты не подумай, он чел серьёзный!..

АРТЁМ: Короче, убедительно расписал всё. И сказал, что бабка должна появиться опять угадай когда?

МАША:  Сегодня?

КОЛЯ:  Точно!

АРТЁМ: (жутким голосом) Теперь, когда она знает тайну, ты должен её убить!

Пауза повисает в воздухе, друзья смотрят на Машу, она думает.

МАША: Чего-то, ребят, вы, по-моему, заигрались.

АРТЁМ: Я так и думал.

МАША: Нет, ну подумайте сами, даже если легенда не сказки, и старуха существует… Но шанс поймать её именно сегодня…

КОЛЯ: Зря ты так, Пифагор — он реально сечёт…

МАША: Просто кто-то придумал сказку (может, кстати, даже этот ваш «Пифагор»), а в инете её уже растиражировали.

АРТЁМ: (Коле) Вот, ещё одним человеком, считающим тебя идиотом, больше.

МАША:  Да нет, что вы, я так не думаю!

Артём отворачивается к окну и «уходит в себя».

МАША: Да, ребят, ведь сама по себе интересная история!.. Артём?

АРТЁМ: Чего?

МАША:  Прости…

АРТЁМ: Не бери в голову.

Жёсткий монтаж, крупные планы на тему «поездка в трамвае». Трамвай подъезжает к конечной остановке, камера показывает Останкинскую башню. Друзья выходят.

МАША: А сколько высота у башни?

КОЛЯ: Больше пятисот метров…

АРТЁМ: Пятьсот сорок, но нас сейчас интересует не она, а усадьба – вон она, рядом с церковью.

По набережной останкинского пруда они идут к месту наблюдения. Артём показывает рукой, где предлагает остановиться, и друзья сворачивают на газон.

Сидят на газоне, рядом рюкзаки, смотрят в разные стороны. Маша смотрит на башню.

МАША: Не слишком ли открытое место для засады?

АРТЁМ: Для засады, то да, хуже места не придумаешь. Именно поэтому мы будем сидеть здесь, как будто просто вышли на пикник.

МАША: (задумчиво) «Пикник на обочине»… Да вы просто стратеги!

КОЛЯ: У нас и жрачка имеется!

Смена планов, рюкзаки распакованы, Артём пьёт йогурт и сурово осматривает окрестности через бинокль. Коля с Машей тихо разговаривают, видно, что обсуждение закончено. Маша задумчиво смотрит на Артёма.

МАША: (жуя бутерброд) Слушай, а в бороде крошки не застревают?

АРТЁМ: Чего?!.. У тебя праздный интерес?

МАША: Эээ… Смотри, старуха идёт!

АРТЁМ:(вскакивает) ГДЕ?!

МАША: Да ладно-ладно, шучу-шучу.

Артём фыркает.

* * *

Друзья сидят и молча смотрят по сторонам. На экране люди, которые спешат по своим делам, отдыхают и прогуливаются в окрестностях.

МАША: (задумчиво) Забавно…

КОЛЯ: (слегка отвлечённо) А?.. Что забавного?

МАША: Вот удивительно, все эти люди… Жизнь кипит, они куда-то идут, чего-то хотят… К чему-то стремятся. А мы здесь сидим…

КОЛЯ: (заинтересовавшись) Ну, мы тоже ведь не просто так сидим.

МАША: Ну да, просто наша цель… Вот смотри, есть ведь у общества какие-то стандарты? Ну вот, типа, что нужно учиться, закончить институт, работать потом пойти. И если какой-нибудь шаг в неверном направлении сделаешь, ты уже человек второго сорта…

АРТЁМ: (оборачиваясь, вскользь) На философию потянуло?

КОЛЯ: Я вот из инста вылетел, да и работы нормальной у меня нет, но человеком второго сорта я себя не чувствую!

МАША: А я…

АРТЁМ: (перебив) Это всё потому что у тебя фотоаппарат крутой с большим объективом!.. Прости, Маш, перебил…

МАША: (улыбаясь) Да ничего… Я просто хотела сказать, что я вот себя чувствую. Человеком второго сорта.

КОЛЯ: Ну это ты зря! С чего вдруг?

МАША: Родаки, друзья… Все от меня чего-то ждут, а я ничего не могу. Кто-нибудь спросит, где я учусь, а мне и сказать нечего.

КОЛЯ: Разве это на что-то влияет?

МАША: А ты думал, нет?

КОЛЯ: Ну вообще-то думал нет.

МАША: А на самом деле да… Знаешь, какой дурой я себя чувствовала, когда на встрече одноклассников все хвалились своими студенческими? А мне нечего было сказать кроме того, что я на почте работаю…

КОЛЯ: (удивлённо) Ты на почте работаешь?

МАША: Нет уже, даже с этим облом… Ну это не важно. Знаешь, каково мне было в тот момент?

КОЛЯ: Ну я бы на твоём месте точно не расстраивался… Время покажет…

МАША: А я не расстраивалась особо. Просто тогда я поняла, что наши дороги разошлись навсегда. Из-за того что я, вроде того, как бы стала не их уровня. И время, между прочим, показало, что они себя вполне хорошо чувствуют… (Пауза) А мы вот здесь сидим. Нет, вы не подумайте, всё здорово, спасибо что вытащили меня! Но цель у нас какая-то бесцельная для всех этих людей. Они ведь не поймут…

Пауза.

АРТЁМ: В глубине души, оставшись наедине с самим собой каждый человек на самом деле отлично нас поймёт. Ты вот веришь в старуху?..

МАША: Не знаю…

АРТЁМ: Но ты ведь ждёшь её, верно?

МАША: Наверное…

АРТЁМ: Вот видишь! Значит ты веришь. Просто не хочешь в этом признаться, и прежде всего себе самой. Это трудно.

КОЛЯ: Мы все выбираем какие-то модели поведения и усиленно им соответствовуем. Ну, как ты говоришь, чтобы не быть людьми второго сорта. Только проблема в том, что не факт, что соответствие модели делает человека первым сортом.

МАША: Не знаю…

КОЛЯ: А ты-то сама своей жизнью довольна?

МАША: Не знаю!

КОЛЯ: Главное, чтобы ты своей жизнью была довольна! Подумай сама, вот эти твои друзья — они сейчас наверное к экзаменам готовятся, учат всё… Потом у них будет работа эта их «престижная» — каждый день с восьми до восьми, с доработками по субботам и отдыхом на «корпоративах». Я бы такой перспективы никому не пожелал бы.

МАША: Зато у них будут деньги на то, что они себе захотят. (Коля кривит лицо) Знаю, знаю, деньги не главное в жизни, но ведь без них не проживёшь!

КОЛЯ: Какой толк в деньгах, если их некогда тратить? Да, можно заработать, и даже честным трудом, но какой смысл в них, если времени свободного их тратить всё равно нет?

МАША: Если бы у меня были деньги, я бы нашла время их потратить.

КОЛЯ: Вот это ты зря! У меня есть пара знакомых постарше, которые работают и много (ну, для меня много) зарабатывают. Так вот, я что-то не вижу, чтобы они получали больше блага на свои деньги, чем я со своими подработками. Они просто платят больше за то, что для меня смысла не имеет. Они идут в ресторан, я иду в Мак. Они ходят в кино вечером, а я утром. Они на машине ездят, а я на метро, причём раза в три быстрее. Я что, меньше удовольствия от жизни получаю? Совсем нет! Зато у меня есть время на то, чтобы делать, что мне хочется. И за это платить никому не надо.

МАША: (улыбаясь) Вроде охоты на старуху-прорицательницу?

КОЛЯ: Вроде неё! И ещё тысячи вещей, которыми можно заняться просто потому, что это интересно!

МАША: А я ведь тоже о таком думала! Я ведь потому с почты и ушла, что совсем интерес к жизни потерялся. Не из-за денег вовсе. Дома уже не на что сил не оставалось. Я подумала, что моё психическое здоровье дороже.

КОЛЯ: Ну, вот видишь!

МАША: Да, только всё равно работу искать нужно…

КОЛЯ: Но ведь прямо сейчас ты всё равно её не найдёшь? По этому просто насладись моментом! Ты сама же сказала про всех людей, что они спешат, чего-то хотят. А мы тут сидим. Попробуй поймать это настроение. В отличие от них у нас нет никаких проблем. Если тебе здесь нравится, не трави себя тёмными мыслями. Просто получай удовольствие. Это не купишь ни за какие деньги.

Маша задумчиво утвердительно кивает головой.

* * *

Смеркается. Для демонстрации смены времени нужно найти красивый вид и снять фрагменты, как солнце садиться за горизонт.

Артём по прежнему сидит на своём посту, лицо его мрачно, он жуёт бутерброд. Рядом Коля фотографирует Машу, которая по-всякому ему позирует.

Смена кадров, все сидят, скучают. Маша сидит в Колиной куртке. Даже запал Артёма прошёл, он смотрит фотки на фотоаппарате.

МАША: По ходу, всё-таки не будет никакой старухи…

АРТЁМ: (показывает одну из фоток) Вот это прикольная…

МАША:  (ёжась от холода) Может домой уже поедем?

АРТЁМ: Мы до полуночи сегодня…

КОЛЯ: (слегка расстроено) Езжай, если хочешь, я потом тебе расскажу…

МАША: (Артёму) Поедем, а?…

АРТЁМ: Я останусь.

КОЛЯ: Я тоже, а куртку ты возьми…

МАША: (вставая и стягивая куртку) Да ты тут окоченеешь до завтра…

АРТЁМ: (с укоризной) Проводил бы девушку до трамвая!..

КОЛЯ: (рассеянно) А? Да, пойдём провожу…

Они уходят (просто идут рядом, за руки не держатся). Артём поднимает фотоаппарат и делает снимок уходящих…

Вечерние виды Останкино, проезжает монорельс, загораются прожектора башни. К сидящему на посту Артёму возвращается Коля, в своей куртке, с ним две бутылки воды. Протягивает одну другу. Они садятся на одной линии, но глядят в разные стороны. Молча чокаются бутылками, при этом Артём делает жест «за тебя».

КОЛЯ: Никогда бы не подумал, что ночью тут так красиво!

АРТЁМ:(хмыкает) Ага, и романтично!

КОЛЯ: Ха. Ха… Как думаешь, Маша нас за лохов держит?

АРТЁМ: (отхлёбывает из бутылки, совершенно серьёзно) Думаю, нет.

Вечереет.

КОЛЯ:  С одной стороны обидно, что старуху не нашли – наверное она, зараза, где-нибудь в подворотнях заплутала…

Пауза.

АРТЁМ: А с другой?

КОЛЯ:  Что с другой?

АРТЁМ: С одной стороны — старухи нет, а с другой?

КОЛЯ: А с другой, неплохо посидели!.. Слушай, а вдруг Пифагор в расчёте слегка ошибся? Вдруг она завтра должна появиться? Можно и завтра сюда приехать…

АРТЁМ: (улыбаясь) Ну да, в том же составе, да?.

Становится совсем темно. Коля лежит на траве и смотрит на небо. Артём по-прежнему смотрит в сторону усадьбы, хотя явно не так пристально, как раньше.

КОЛЯ: А Машка прикольная, столько лет рядом живём, а нормально что-то и не общались…

АРТЁМ: (тоном знатока) У женщин в 20 лет характер полностью меняется, общались бы раньше, сейчас бы ты уже так рад не был.

КОЛЯ: Да? Не знаю, может быть… У Костяна помнишь девушка была, они с первого курса встречаются, и ничего вроде, не поменялся характер…

АРТЁМ: Ключевое слово – была.

КОЛЯ: Ну это он сам виноват, начал жизнь разгульную вести, вот и получил… Не, в наше время хорошие девушки редкость! Везде только и показывают, что гламур да карьеристок. И нормальные девчонки думают, что они второго сорта… А потом нам ещё втирают про демографические проблемы! За рулём уже баб больше чем мужиков, и все на джипах, а потом удивляются: «Почему смертность на дорогах растёт?». Нет уж, блин, хватит нам такого, надо…

Артём стучит друга по плечу, прерывая его монолог. Даёт ему бинокль и показывает в сторону церкви. Там, сгорбившись, по тротуару идёт бабка с клюкой.

КОЛЯ: (шёпотом) Она?!

АРТЁМ: (шёпотом) Фотег!

Коля достаёт фотоаппарат, наводит на резкость, делает пару снимков, смотрит их на экране.

КОЛЯ: (шёпотом) Блин, темно! Надо со вспышкой!

АРТЁМ: (шёпотом) Запалимся…

Коля лезет в рюкзак и прилаживает вспышку.

КОЛЯ: (шёпотом) Шарахну серией, так что если исчезнет – хоть пара кадров будет!

АРТЁМ: (шёпотом) А добьёт?

КОЛЯ: (шёпотом) Не супер будет, но должно получиться…

АРТЁМ: (шёпотом) Погоди…

Кадр, как старуха движется по тротуару в сторону телецентра. В момент, когда она становится на одну линию с друзьями, Артём командует:

АРТЁМ: (громким шёпотом) Давай!

Сцена освещается серией ярких вспышек, хлопает затвор, слышны разряды лампы.

Старуха резко поворачивает голову, слышен тихий, но отчётливый жуткий звук, и старуха меняет курс и начинает идти в сторону друзей.

АРТЁМ: Есть?! Получилось?!

Коля не отвечает. Он опустил камеру и с каменным лицом смотрит на приближающуюся старуху. Артём трясёт друга.

АРТЁМ: Эй, ты чего?!

Коля молчит. Артём закрывает ладонью ему глаза, сам стараясь не смотреть в сторону старухи. Никакого эффекта. Артём вскакивает, хватает друга за плечи и пытается оторвать от земли, но ничего не выходит.

АРТЁМ: Твою мать!

Артём становится между старухой и Колей, спиной к старухе, лицом к другу. Нарастает неприятный звук, а звуки реального мира, наоборот, отдаляются.

АРТЁМ: Ну же, бляха муха, давай!

Дальше следуют обрывки видений не то Артёма, не то Коли. Картинка блёклая, с жёсткой цветокоррекцией в сторону синего.

Серия непонятных кадров под громкий и не менее непонятный звук (стандартный приём про глюки). Кадр: Коля бежит по рельсам, камера бешено следует за ним на уровне собачьих глаз, Коля постоянно оглядывается.

Снова серия непонятных кадров. Кадр с плачущей Машей на кладбище, рядом стоит Артём весь в чёрном, обнимает её за плечи. Вдруг картинка дёргается и герои становятся полупрозрачными. Маша непонимающе смотрит на Артёма.

Резкое изменение качества картинки – нет цветокоррекции, снова реальный мир.

Сзади – яркий свет. Артём резко поворачивается, загораживаясь от света ладонью. Он видит только Кудесника, стоящего с прямой тростью над головой в абсолютно белом пространстве. Артём падает без сознания, а свет заполняет экран. Звуки при этом сливаются в длинный писк, который постепенно затихает вместе с тем, как экран становится чёрным. После этого на экране проступают черты лица Кудесника, он смотрит в камеру, но изображение размытое.

Кудесник с любопытством и лёгкой брезгливостью смотрит в камеру.

КУДЕСНИК: Ау-у!

Изображение приобретает резкость.

КУДЕСНИК: Живой?

Кадр со стороны, друзья лежат на земле. Коля в положении «лицом в грязь», Артём – неестественно искривившесь, перед Колей. Артём поднимается, как будто спросонья.

АРТЁМ: (невнятный звук)

КУДЕСНИК: Не буди лихо пока оно тихо!

Кудесник мелкими шажками перебегает к Коле, переворачивает его лицом вверх, делает недовольную гримасу, будто доктор.

КУДЕСНИК: (бросая на лицо Коле какой-то порошок) Ну-ка, батенька, идите сюда!

Коля закашливается (именно кашляет, а не чихает). Артём тем временем встал и ошалело ходит рядом.

КУДЕСНИК: (улыбаясь) Ну вот и славно, будете здоровы!

АРТЁМ: (как с похмелья) Что это было?!

КУДЕСНИК: (вставая) По законам жанра ты обязательно должен был это спросить! Здесь телецентр, и штампы дурацких сценариев из людей так и прут!

АРТЁМ: (держась за голову) Какие сценарии? Ты кто?

КУДЕСНИК: (протягивая руку и широко улыбаясь) Кудесник, очень приятно, Артём.

АРТЁМ: (пожимая руку) Тебя тоже зовут Артём?

Кудесник, резко убрав улыбку, бросает в лицо Артёму тем же порошком, что и в Колю. Артём заходится в кашле.

КУДЕСНИК: (обиженно, помогая встать Коле) Меня называют Кудесник, мне чужды обычные имена.

КОЛЯ: (тупо) Ку…

КУДЕСНИК: (как будто помогая маленькому ребёнку сказать первое слово) …дес-ник!

КОЛЯ: (одновременно) …дес-ник!

КУДЕСНИК: (радостно) Ну вот и славно!

Артём в это время уже откашлялся и подошёл к Кудеснику. Тот резко поднял руки вверх, схватил друзей за головы и повернул их к себе.

КУДЕСНИК: (строго, смотрит исподлобья прямо в глаза) Не стоит больше соваться туда, природу чего вы не понимаете.

Он отпускает головы, но друзья продолжают смотреть на Кудесника. Тот отходит немного в сторону и менторским тоном, ходя взад вперёд, читает лекцию.

КУДЕСНИК: В окружающем мире есть вещи, в которые вам, и даже мне, лучше не соваться. Например: (загибает пальцы) политика, управление самолётом, игра на арфе, и, (многозначительно) конечно же, заигрывание с древними духами земли. (задумчиво) Они были здесь задолго до нас, и останутся на много после: разве стоит пара фотографий краткого мига нашей жизни?

Пристально смотрит на Колю с Артёмом. Друзья стоят и молча (и тупо) смотрят на Кудесника.

КУДЕСНИК: (как ни в чём не бывало) Ладно, ребят, давайте-ка берите вещички и дуйте домой, проспитесь, а завтра на свежую голову жду вас в центре мира у фонтана. (хихикает) В общем приезжайте на ВДНХ, я вас сам найду. Понятно?

Друзья, промычав что-то вроде «Угу», вяло поднимают рюкзаки, встают и направляются к разворотному кругу трамвая. Кудесник смотрит им вслед.

* * *

Дальше следует сон Артёма. Он бежит по глухой лесной аллее, освещённой фонарями, а за ним с дикой припрыжкой несётся старуха. Артём спотыкается, падает, старуха приближается и заносит над ним свою палку.

Артём просыпается с нервным вздрогом. Сглатывает подступивший к горлу комок, смотрит на часы в мобильнике. Тут же встаёт, трясёт головой и выбирает из телефонной книги контакт «Ник». В трубке раздаётся голос.

КОЛЯ: Алло.

АРТЁМ: (не слишком бодро)  С добрым утром!

КОЛЯ: И тебе не болеть.

АРТЁМ: Слушай, ты где вчера ту воду купил?

Камера показывает Колю, он на кухне что-то делает у плиты.

КОЛЯ: (смеётся) я тоже сначала подумал на неё, но, боюсь, не она виновата.

АРТЁМ: (пространно) А кто виноват?

КОЛЯ: …и что делать. Ты помнишь старуху?

АРТЁМ: Чёрт его знает, вроде была…

КОЛЯ: А я вот помню только как Машку проводил, и какого-то хрена в бирюльках.

АРТЁМ: Ага…

Пауза. Артём молчит тупо глядя в пол, Коля замер на кухне и о чём-то думает.

КОЛЯ:
АРТЁМ: Камера!

КОЛЯ: Ща посмотрю!

Артём встаёт с кровати, не убирая телефон от уха, ждёт ответа. Поднимает с пола раскиданные вещи, на футболке замечает какой-то серый порошок подносит его к носу, осторожно нюхает. Кашляет. В трубке отвечают.

КОЛЯ: (серьёзным голосом) Давай встретимся, на ВДНХ у главного входа, через 20 минут.

АРТЁМ: А фотки есть?

КОЛЯ: Сам увидишь!

АРТЁМ: Ненавижу такие интриги! Давай через полчаса.

Квартира Коли, тот накинул на плечи рюкзак, убирает мобилу в карман и открывает дверь из квартиры. Выходит на лестничную площадку и спускается на два этажа. Подходит к звонку. Тянется, чтобы позвонить, убирает руку. Секундная заминка. Тянется снова, звонит. Пока длится ожидание, он нервно переминается с ноги на ногу, покусывая ногти. Раздаётся голос из-за двери холла.

МАША: (встревоженно) Кто там?

КОЛЯ: Это Коля с 12 этажа.

Появляется Маша в милых тапочках и халатике.

МАША: (улыбаясь) Привет!

КОЛЯ: (серьёзно) Я должен у тебя кое-что спросить.

МАША: (в непонятках) Давай.

КОЛЯ: Что ты делала вчера вечером?

МАША: Домой поехала.

КОЛЯ: Ну-ка посмотри на меня и скажи…

МАША: Да дома я была, где ещё?

Коля оценивающе смотрит на Машу.

МАША: (встревоженно) А что случилось?

КОЛЯ: (немного испуганно) Чего делать собиралась?

МАША: Да так, ничего…

КОЛЯ: Поедем, есть кое-что по вчерашней теме…

МАША: Старуха не сказки?

КОЛЯ: Не знаю, пойдём…

МАША: (убегая в квартиру) Пару минут, сейчас!

На ВДНХ Артём в задумчивости ходит у главного входа. В очередной раз подняв голову, он широко улыбается. От метро быстрым шагом идёт Коля, за ним поспевает Маша.

АРТЁМ: Привет! Ну что?

КОЛЯ: Пойдём сядем.

МАША: Чего у вас такое случилось-то, расскажите!

АРТЁМ: Да я сам ещё толком не понял.

МАША: А он, похоже, понял.

АРТЁМ: (тихо) Думаю он тоже не понял, а только делает вид, что понял…

МАША: Хмм…

Скамейка рядом с аллеей фонтанов, Коля достаёт фотоаппарат.

КОЛЯ: Как я понял, ты (смотрит на Машу) вчера была дома.

МАША: Да дома я была, чего!

КОЛЯ: Значит, легенда не сказки.

Он протягивает фотоаппарат, и Артём с Машей, столкнувшись лбами, смотрят на экран. Там в темноте окружающего мира на самой границе вспышки света едва заметный силуэт.

КОЛЯ: Сейчас увеличу…

Коля увеличивает фрагмент, видны очертания старухи.

АРТЁМ: (ошарашенно) Значит не приснилось…

МАША: (ошарашенно) Настоящая?..

КУДЕСНИК: (с любопытством) Что показывают?

Друзья от неожиданности вздрагивают, Коля резко убирает фотоаппарат.

АРТЁМ: (с усилием мысли) Я тебя знаю!

КУДЕСНИК: Поздравляю, друг мой! (Коле) У тебя всё нормально?

КОЛЯ: Э-э-э…

КУДЕСНИК: Ну вот и славно! Познакомите меня со своей очаровательной спутницей?

АРТЁМ: Это Маша.

Кудесник берёт машину руку и целует её.

АРТЁМ: Маша, это…

КУДЕСНИК: В здешних краях меня называют Кудесник.

МАША: Очень приятно…

КУДЕСНИК: А мне-то как!.. Ну что же, мои дорогие друзья, вы рады?

КОЛЯ: Чему?..

КУДЕСНИК: Ну как же, прикоснулись к тайне увидели живую… ну, то есть, настоящую легенду.

МАША: Так это всё правда?

КУДЕСНИК: Вы же только что видели картинки, барышня.

МАША: Ну я думала это просто…

КУДЕСНИК: (Артёму) Прошу заметить, вам не верит даже ваша весьма доверчивая подруга.

МАША: (обиженно) Вовсе я не…

КУДЕСНИК: (Коле) Так что фотографии эти советую не светить, а про историю не распространяться, себе дороже будет…

АРТЁМ: Стой-стой, а кто ты-то такой?!

КУДЕСНИК: (весело) Рад, что ты спросил! Я тот, кто спас вам жизнь вчера, иначе ходили бы вы сейчас со своими приговорами пытаясь убедить себя, что всё это ерунда и так не бывает.

КОЛЯ: Что за бред…

КУДЕСНИК: Вы сами того не ведая наткнулись на один из мифов, который совершенно случайно оказался легендой.

МАША: А разве есть разница?

КУДЕСНИК: О, разница принципиальная! Мифы придуманы людьми, а легенды – это факты, которые за века существования потеряли свои краски и обросли чертами выдумки, хотя они ей и не являются.

МАША: (задумчиво) Разумно…

КУДЕСНИК: Вы ведь думаете, что старуха появляется и предсказывает чью-то судьбу?

АРТЁМ: Да, так и было, и при Шереме…

КУДЕСНИК: (злобно) Чушь собачая! Эта… хмм… сущность вовсе не предсказывает судьбу, а меняет её. Вы разочаровываете меня, ведь могли бы догадаться, если вычислили точный день её появления!

АРТЁМ: Что значит меняет?

КУДЕСНИК: Ты разочаровываешь меня особенно! Ваша легенда гласит, что на протяжении столетий появляется старуха, предсказывает беду, которая непременно случается – и ты не видишь ничего странного?

КОЛЯ: Никто беды не избежал…

КУДЕСНИК: Есть только двое засранцев, которые избежали встречи со старухой благодаря тому, что рядом оказался кто-то, кто тоже знал о событии, но, в отличие от засранцев, нашёл время изучить вопрос повнимательнее.

Артём с Колей смотрят друг на друга.

КУДЕСНИК: В этом городе полно мифов и легенд куда более безопасных, чем та, с которой столкнулись вы вчера.

МАША: Значит, всё-таки, правда.

КУДЕСНИК: Друзья, может быть угостите своего спасителя и очаровательную даму, а то вам, по-моему, всем отвлечься не повредит?

АРТЁМ: Да, пожалуй.

КОЛЯ: Пойдём.

Друзья встают с лавки и уходят по направлению к Макдональдсу. Играет эпическая музыка, начинаются финальные титры.

Не смотря на отсылки к реально существующим городским легендам Москвы, нам не хотелось превращать фильм в очередной исторический гид по столичному фольклору. Это должна была быть история о приключениях, которые происходят с героями в их родном городе, где всё выглядит привычным и знакомым, но на самом деле — гораздо интереснее, чем кажется.

Эмблема Собирателей легенд

Логотип SMX Studios

SMX — это неформальное творческое объединение, реализующее проекты в различных областях. Существует с 1998 года, базируется в Москве. Присоединяйтесь!